Русская Православная Церковь

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

храмов в Зарядье, что в Китай-городе

+7 495 698-33-98

top
Image Alt

Патриаршее подворье храмов в Зарядье, что в Китай-городе

Храм Зачатия праведной Анны

Церковь Зачатия праведной Анны что в Углу

Топонимическое определение храма во времени менялось. Храм именовался: «что на Востром конце» (1493), «что за Соляным рядом» (1622), «что у городовой стены в углу» (1657), «что в Китай-городе на Берегу» (1677) и, наконец, «что в Китае в Углу» с указанием близости крепостных стен и угловой башни Китай-города. В настоящее время эта часть Китайгородской стены отсутствует и ее заменяет пересечение Москворецкой набережной и Китайгородского проезда.

Первое упоминание в летописях о церкви Зачатия Прав. Анны относится к 1493 г. в связи с большим московским пожаром, который за несколько часов обратил в пепел весь город. «Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку […]. Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву – реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Святые на Кулишке […] а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал».

Острый конец – место у Москвы-реки, которое углом выдавалось в болотистый Васильевский луг и обладало, видимо, особыми привлекательными качествами. Еще И.М. Снегирев предполагал, что церковь основана Вел. кн. Марией Ярославной, супругой Василия IIТемного. По другой версии, храм построен Вел. кн. Иоанном III после строительства Успенского собора Московского Кремля.

Ярко выраженной особенностью храма является т. н. крещатый свод. Долгое время считалось, что при пожаре 1547 года первоначальный белокаменный свод обрушился и в ходе восстановительных работ был заменен крещатым сводом, выложенным из кирпича. (Тогда же, кстати, фасады храма получили завершение в виде трехлопастной арки). Однако, в ходе реставрационных работ, проведенных Л.А. Давидом в 1954–1957 гг., было установлено, что крещатый свод был устроен первоначально. Правда, не ясно, какой храм упоминает летописец, описывая пожар 1493 года – каменный или деревянный. Если принять версию С.В. Заграевского (сын одного из самых оригинально мыслящих архитекторов-реставраторов XX в. В.В. Кавельмахера) о том, что крещатый свод – гениальное открытие  московских мастеров и первый такого рода памятник – храм Св. мч. Трифона в Напрудном, то храм Зачатия Прав. Анны является уникальным шедевром, стоящим в этом ряду и датировать его нужно 1480 годами. Древнее ядро храма – кубический объем с полукруглой апсидой на сводчатом подклете, перекрытый крещатым сводом и увенчанный стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой. Подклет главного храма и его стены до пят свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Фасады расчленены на три части лопатками. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового.

Первоначальное покрытие церкви было из черной лощеной черепицы. Во время польско–шведской интервенции церковь была разграблена и сожжена. Средства на ее восстановление выделил Царь Михаил Федорович. Храм почитался в семье первого Царя из Династии Романовых. Когда у Государя родилась дочь Ирина (будущая крестная мать Петра Великого), к расположенному рядом с Зачатьевским храму Свт. Николая Чудотворца что в Углу, был пристроен придел Вмц. Ирины. Известно, что Царицы молились здесь о выздоровлении больных детей.

Дата постройки существующего южного придела Вмч. Мины также неизвестна. Строительство первого, по-видимому, деревянного придела связывают с важнейшим событием в истории Руси – освобождением от татаро-монгольского ига. Именно в день памяти вмч. Мины – 11 ноября 1480 года – завершилось «Стояние на Угре». Каменный придел Св. Мины, построенный около 1617 года, связан с именем кн. Димитрия Михайловича Пожарского, который воздвиг его в память освобождения Москвы от польско–литовских интервентов. На колокольне храма вплоть до разорения в XX в. висел колокол, пожертвованный князем на помин своих родителей. По другой версии, изложенной священником Зачатьевской церкви о. Александром Орловым, князь Д.М. Пожарский возвел не придел Св. Мины, а самостоятельную одноименную ружную церковь с приделом Девяти мучеников Кизических. Этот храм примыкал к Зачатьевскому храму с юга и стал ее приделом лишь после перестройки 1752 года на средства купеческой вдовы Параскевы Матвеевны Замятиной. 22 апреля 1635 г. Патриарх Филарет отпевал здесь инокиню Агапию (Шипову), а 2 марта 1637 г. отпевал жену Ивана Петровича Шереметева. Под 1638 г. упоминается придел Зачатьевского храма в честь вмч. Никиты.

Северный придельный храм Св. вмц. Екатерины связывают с рождением дочери Царя Алексея Михайловича – Царевны Екатерины. Придел был выстроен в 1658 году.

Галерея – гульбище храма построена между 1617 и 1668 гг. В московский пожар 1668 года храм вновь пострадал. До 1699 г. храм получал ругу – 38 рублей в год. В 1752 году на средства П.М. Замятиной к северо – западу от храма с примыканием к гульбищу возвели двухъярусную колокольню.

В 1757 году на средства прихожан перестроили придел Девяти мучеников Кизических, который освятили в 1763 году.

Храм сильно пострадал в 1812 году. Картина разорения видна из донесения благочинного Китайского сорока прот. Иоанна Платонова. Вот лишь выдержка из него: «Иконостасы и в них святые иконы целы. Но оклады оплечья сребреныя и позлащенные убрусы из жемчугу и других каменьев снизанные также привесы златыя и финифтяные все с них ограблены. […]. Утварь церковная лучшая вся похищена.[…]. Священно и церковнослужительских собственных домов не осталось.

А церковный каменный двухэтажный дом для жительства священнику с причтом представленный весь вызжен. Приходских 8-мь дворов созжены. Иконостасы и в них святыя иконы целы. Но оклады оплечья сребреныя и позлащенныя убрусы из жемчугу и других каменьев снизанные также привесы златыя и финифтяные все с них ограблены».

Уже 27 ноября 1812 года был освящен придел Вмц. Екатерины, а в июле 1813 года были освящены престолы Зачатия Прав. Анны, Вмч. Мины и Девяти мучеников Кизических (с выдачей нового антиминса на Зачатьевский престол.)

В XIX в. храм неоднократно перестраивался, ремонтировался и обновлялся. 

До 1917 года часть церковной земли с находившимися на ней строениями сдавалась в аренду. В строениях располагались небольшие кустарные мастерские и торговые лавки. Большинство проживающих в приходе церкви составляли купцы, мещане, ремесленники (т. н. цеховые) и крестьяне. Крупными жертвователями были прежде всего купцы. Так, староста храма, московский купец Артамон (Автоном?) Соколов перед смертью (†1832) завещал 30 тыс. руб., проценты с которых пошли на нужды храма, а также 25 тыс. руб. на улучшение содержания местного причта. Новый староста, купец 1-й гильдии Егор Скворцов только за 6 лет (1833-1839) пожертвовал более 3-х тыс. руб..

Количество прихожан постоянно росло. Если накануне Реформы 1861 г. это число составляло 464 чел., то к 1899 г. оно возросло до 875 чел. 

Выдающийся русский историк И.М. Снегирев часто посещал этот храм (его супругу звали Анной).

В приходе церкви Зачатия Прав. Анны родился писатель И.А. Белоусов, в доме купца В.В. Варгина, где его отец держал портновскую мастерскую. Он учился грамоте у церковного дьячка, а потом с помощью псаломщика ц. Николы Мокрого (не сохр.) готовился к поступлению в Первое московское городское училище в Ипатьевском пер., где проучился с 1875 по 1880 гг. Иван Белоусов оставил интереснейшие воспоминания о старой Москве, и в частности о Зарядье.

В начале 1930-х гг. храм закрыли и разорили. В апреле-мае 1922 г. из храма вывезено 4 пуда 25 фунтов серебра (в том числе золото и бриллианты) (85). До его закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в иконостасе главного храма. На колокольне висел колокол 1547 года с французской надписью, попавший сюда скорее всего через Колу в 1566 году вследствие иконоборческого движения в Нидерландах.

С 1930-х гг. в помещении церкви расположился производственный цех химического завода Молотовского Райпролеттреста, для чего в главном храме сделали межэтажные перекрытия, а в западной стене и в наружной стене северного придела пробили новые оконные проемы.

В 1943 – 1948 гг. по заданию Академии архитектуры СССР арх. А.С. Фуфаев исследовал и обмерял храм. В процессе этих исследований под поздним слоем штукатурки и росписей найдены остатки древней фресковой живописи.

В 1953 году здание церкви передали Всероссийскому обществу слепых (ВОС), которое и стало основным заказчиком на работы по его исследованию и реставрации.

Основная цель реставрационных работ, законченных к 1958 году (главный архитектор проекта Л.А. Давид, старшие архитекторы Б.Л. Альтшуллер и С.С. Подъяпольский), — выявление древнего ядра храма с сохранением приделов и галереи XVII века. Но разборка в соответствии с проектом колокольни XVIII в.  и придела Девяти мучеников Кизических стала предметом критики историков. Помещения храма были приспособлены под отделы музыкально-эстрадного объединения ВОС.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года здание церкви было принято на государственную охрану как памятник архитектуры (охранный № 62/арх) и передано на баланс Глав АПУ. В 1970-е гг. в храме располагались конторские помещения и службы клуба автомототуристов; в начале 1980-х гг. – отдел теплоходных экскурсий и прогулок Совета по туризму и экскурсиям Пролетарского района Москвы. В 1990 году здесь находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения «Турист». В 1994 году в храме возобновлены богослужения.