Русская Православная Церковь

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

храмов в Зарядье, что в Китай-городе

+7 495 698-33-98

top
Image Alt

Патриаршее подворье храмов в Зарядье, что в Китай-городе

Церковь прп. Сергия

Церковь прп. Сергия Знаменского собора

Комплекс Знаменского монастыря является подлинной архитектурной жемчужиной, чудом сохранившейся в центре Москвы. Существующий ансамбль складывался на протяжении XV – XIX вв. Предположительно, во второй половине XV в. территория будущего монастыря входила в состав обширного владения богатых купцов-сурожан Ховриных, а в 1547 г. перешла в качестве приданого к боярину, воеводе и видному политическому деятелю этого времени Никите Романовичу Захарьину-Юрьину, шурину царя Иоанна IV и деду первого Государя из рода Романовых Михаила Феодоровича (34). Во второй половине XVI в. в состав двора Романовых входили две каменные палаты (с нач. XVII в. именуемые «на верхних погребах» и «на нижних погребах»), а также каменная домовая одноглавая церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Никиты Исповедника Мидикийского.

После нашествия на Москву крымского хана Давлет-Гирея в мае 1572 г. усадьба была восстановлена. К концу XVI – началу XVIIвв. усадьба Романовых занимала целый квартал Зарядья, ограниченный улицей Варваркой и тремя переулками: Знаменским (со стороны Москвы-реки), Псковским (со стороны церкви Св. вмч Георгия) и Безымянным (со стороны Св. Максима Блаженного). Ее северо-восточная часть в нач. XVII в. называлась «Патриаршим осадным двором», указывая на прежнее стратегическое положение данного места, расположенного на высоком холме, вблизи Кремля.

С 1613 г., после избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, их родовая усадьба на Варварке стала называться «Старый Государев двор». В 1631 г., после кончины матери Царя  Государыни – старицы Марфы Ивановны, его территория со зданиями была подарена вновь учрежденному Знаменскому мужскому монастырю, получившему название по старой домовой церкви рода Романовых во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы. 24 сентября 1631 г. Патриарх Филарет издал указ о передаче древностей Знаменской церкви на Государевом дворе первому игумену монастыря Герасиму, а 1 ноября 1631 г. по царскому указу поместья Марфы Ивановны перешли в монастырскую собственность (35).

Вскоре в центре монастыря была построена каменная теплая церковь Прп. Афанасия Афонского. С 1631 г. палаты «на верхних погребах» стали именоваться «казначейскими кельями», т. к. здесь хранились наиболее ценные бумаги и монастырская казна.

Здания, впоследствии составившие архитектурный ансамбль монастыря, пострадали в пожарах 1611 и 1626 гг., а после московского пожара 1668 г. начались большие восстановительные работы, проводимые на средства боярина Ивана Михайловича Милославского (36), усадьба которого находилась по соседству с монастырем и занимала территорию бывшего английского посольского двора в Зарядье (ныне музей «Старый английский двор»). В 1674 г. были перестроены казначейские кельи, а в 1676 – 1679 гг. костромскими мастерами Феодором Григорьевым и Григорием Анисимовым по заказу того же Милославского построен двухэтажный Братский (позднее Архимандричий) корпус с жилыми палатами на обоих этажах.

В 1679 г. разобрали церковь Прп. Афанасия Афонского и на ее месте начали строительство каменного пятиглавого собора с высокой шатровой колокольней, законченное в 1684 г. Знаменский собор возведен иждивением И.М. Милославского. В приходорасходной книге Знаменского монастыря 1679 г. значится: «в июне месяце каменных дел подмастерья стольника Андрея Колычева крестьянин его Костромского уезда полусела Деева городища Феодор Григорьев; да боярина князя Михаила Андреевича Голицына крестьянин того же полусела деревни Пестрецова Григорий Анисимов с товарищи подрядились сделать теплую церковь Афанасия Афонского с трапезою и с монастырскими службами, а на верху соборную церковь Знамения Богородицы и все учинить в отделке противу росписи, а от дела рядили 850 рублев и запись на них взята на боярское имя». (т. е. И.М. Милославского).

27 июня 1684 г. верхняя церковь была освящена Патриархом Иоакимом в присутствии Царя Иоанна Алексеевича, Царицы Прасковьи Феодоровны и благоверных Царевен.

Новый двухэтажный собор включил в себя в нижнем этаже теплую церковь Прп. Афанасия Афонского, одностолпную трапезную и хлебодарную палаты, а в верхнем – холодную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с ризничной палатой. К северной и западной сторонам собора была пристроена двухъярусная галерея с открытыми арочными проемами. Далеко вперед выступающие большие каменные крыльца примыкали к галерее паперти с западной стороны (у сев.-зап. угла) и с северной, обращенной к Братскому корпусу. Под галереей располагались служебные помещения и паперть нижней церкви. На юго-зап. углу галереи – паперти находилась колокольня. Фундамент собора для большей прочности поставлен на дубовых сваях (ок. 2500 свай).

В связи с появлением нового собора старую Знаменскую церковь переосвятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а бывший Благовещенский придел – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Как правило, Патриархи посещали монастырь на престольный праздник обители. С 1653 по 1696 гг. известны 17 патриарших богослужений в Знаменском монастыре. 21 июля 1677 г. Патриарх Иоаким отпевал здесь еп. Архангельского и Сербословенского Иоакима (Дьяковича), а 5 февраля 1692 г. Патриарх Адриан отпевал здесь митр. Сибирского и Тобольского Павла.

В Знаменском соборе хранились следующие особо чтимые реликвии: восьмиконечный серебряный позолоченный крест – дар инокини Марфы Ивановны 1622 года; древняя икона Знамения Пресвятой Богородицы – дар Патриарха Филарета по описи 1631 года и образ Знамения, шитый шелком и золотом с жемчугом – с надписью: «Лета 7138», образ «Страшного суда» с надписью «писан лета 7100, октября 6-го дня»; серебряный позолоченный крест – дар Царевны Татьяны Михайловны 1684 г. и ее же серебряное блюдо 1685 г.; 16 круглых мелких дробниц с надписью на них: «лета 7125-е повелением Благоверного Государя царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руссии Самодержца, в 4-е лето государства его и матери Его Великия Государыни иноки Марфы Ивановны ризы сии положены во храм Знамения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Новгородския, что у Государева Старого Двора»; митра с надписью: «Лета 7142 марта в _ день повелением Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Всея Руссии Самодержцев построена сия шапка в доме Пресвятые Богородицы Честного ея Знамения, что в Китае, при первом архимандрите Евфимии» (37).

Особенно сильно пострадали монастырские здания в Троицкий пожар 1737 г. (38), когда все основные постройки, кроме церквей, практически выгорели. Кроме того, слабость грунта и близость Москвы-реки стали основной причиной обветшания построек. Вот почему монастырю приходилось вести постоянные ремонтные работы, как на средства казны, так и на средства частных жертвователей (39).

В 1752 г. в нижней церкви Знаменского собора, в трапезной палате устроили два придела: южный – Прп. Сергия Радонежского; северный – Свт. Николая Чудотворца. В 1751 г. в палатке над главными Святыми вратами освятили церковь Св. ап. Иакова, устроенную на средства находившегося здесь на покое архиепископа Устюжского Гавриила (Русского).

В ходе новых строительных работ в начале 1780 гг. Благовещенскую церковь и шатровую колокольню разобрали, а на месте церкви Св. ап. Иакова была выстроена новая колокольня со Святыми вратами.

Монастырь сильно пострадал в пожар 1812 г. О бесчинствах французских варваров в Москве хорошо известно. Так, в алтаре соборного храма Чудова монастыря находилась канцелярия маршала Даву, а в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря – хлебопекарня. В Знаменском монастыре (также как и в Спасо-Андрониковом и Покровском) французские солдаты кололи на дрова иконы, а лики святых использовали как мишени для стрельбы. Монашествующие Знаменского монастыря (также как и Донского, Сретенского, Богоявленского, Покровского, Алексеевского и Георгиевского) подверглись побоям. Иеромонах Знаменского монастыря Павел от полученных побоев скончался (40). В ходе восстановительных работ (1813) нижнюю соборную церковь переосвятили в честь прп. Сергия Радонежского. Новый трехъярусный деревянный позолоченный иконостас (1822–1823) был устроен на средства московских купцов Андрея Сидоровича и его детей Ивана и Александра Карзинкиных (41).

В связи с решением о восстановлении палат «на верхних погребах» и организацией в них Музея бояр Романовых (открыт в августе 1859 г.) по Высочайшему указу сев.-вост. часть монастырской территории со всеми строениями перешла в ведение Министерства Императорского Двора (42).

К началу XX века в сдаваемых в аренду монастырских строениях располагались различные магазины, лавки, конторы, парикмахерские и доходные квартиры.

В 1900 г. в период трехнедельного пребывания в Москве Царская семья побывала на Варварке. 12 апреля (среда Пасхальной седмицы) Государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной, а также московский генерал-губернатор Вел. кн. Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной посетили палаты бояр Романовых, подробно все осмотрев. Затем они прошли в соборный храм Знаменского монастыря, где были встречены архим. Митрофаном с братией (43).

В 1910 году в верхней церкви Знаменского собора был устроен придел Прп. Михаила Малеина (не сохр.) (44).

Особенно торжественно проходил визит в Москву Августейшего семейства в 1913 г. в ходе празднования 300-летия Династии Романовых. 25 мая по окончании Божественной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, совершенной Митрополитом Московским Макарием (Невским), Государь отправился в Знаменский монастырь, где был встречен архим. Модестом с крестом и древней иконой Знамения Божией Матери – келейной иконой Патриарха Филарета. Приложившись ко кресту и иконе, Государь прошел в храм, где был отслужен молебен, после чего Государь посетил палаты бояр Романовых.

В 1923 г. монастырь был закрыт, а его помещения использовали под коммунальное жилье, складские и конторские помещения. В 1930 г. Знаменский собор был изуродован (разобраны четыре малые главы, снят крест с луковицей центральной главы, сломана входная лестница и т. д.). В соответствии с генеральным планом реконструкции  Москвы в 1950 – 1960 гг. разобрали все здания в южной части бывшей монастырской территории, которая отошла под строительство гостиницы «Россия» (не сохранилась).

В результате поэтапной реставрации сохранившихся зданий монастыря в 1960–1973 гг. в значительной степени был восстановлен первоначальный облик Знаменского собора и Братского корпуса (45), колокольни с кельями (46). В конце 1970 г. здания колокольни и Братского корпуса отдали в аренду Московскому Городскому отделению Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1980 гг. Знаменский собор был превращен в Дом пропаганды ВООПИиК.

С 1992 г. в Знаменском соборе возобновились богослужения.

Основание Знаменского монастыря следует рассматривать к контексте храмоустроительной деятельности Романовых. Москва в этом смысле – грандиозный мемориал Династии, который в течение многих столетий созидался представителями рода, а Знаменский монастырь стал его важной составной частью.

К моменту основания новой монашеской обители – ближнего царского богомолья в Москве — уже существовал Георгиевский монастырь, основанный теткой Царицы Анастасии Романовны Феодосьей в память об отце, Юрии (Георгии) Захарьиче Кошкине (не сохранился). Брат Царицы Анастасии Романовны боярин Никита  Романович основал Никитский женский монастырь. (Вероятно, он же был ктитором – вкладчиком расположенного рядом с Никитским женского Николо-Введенского монастыря, «что в Хлынове» (не сохранился).

К 1547 г. относится первое упоминание о Крестовоздвиженском мужском монастыре, основанном сродниками Романовых Ховриными (Варвара Ховрина – мать Патриарха Филарета) (не сохранился).

В 1626 г. Патриарх Филарет основал Феодоровский мужской монастырь у Никитских ворот Белого города в память о возвращении из польского плена.

В плане преемства двух Династий наиболее символичен Новоспасский мужской монастырь. Основанный в XIII веке князем Рюриковичем, этот монастырь уже в конце XV века стал усыпальницей Захарьиных–Юрьиных – предков будущей  Династии.

Вскоре после Знаменского появится Покровский мужской монастырь, основанный в память о Патриархе Филарете (†1 октября 1633 г.) его сыном, Царем Михаилом. Основание Страстного женского монастыря Царем Алексеем Михайловичем (1654) было бы невозможным без сродника Романовых – князя, боярина и воеводы Бориса Михайловича Лыкова – Оболенского, в Нижегородском имении которого была явлена чудотворная Страстная икона Божией Матери. (Супругой Бориса Михайловича была тетка Царя Михаила Анастасия Никитична).

К «романовским» следует также отнести Высоко-Петровский, Ново-Девичий и Донской монастыри, пережившие второе рождение в период правления первых Царей Династии Романовых.

Первый храм, возведенный на территории новоустроенного Знаменского монастыря, был освящен в честь прп. Афанасия Афонского (47). Прп. Афанасий Афонский был учеником и  пострижеником прп. Михаила Малеина (48) – небесного покровителя Царя Михаила Феодоровича, который родился в день памяти святого 12 июля, в 1613 г. венчался на царство в канун именин (11 июля) и скончался в ночь с 12 на 13 июля. Известно, что преподобный Афанасий Афонский создал обширный монастырь на средства Императора Никифора Фоки, племянника прп. Михаила Малеина. Празднование прп. Афанасию совпадает с днем памяти прп. Сергия Радонежского. В самом же посвящении престола прп. Афанасию нельзя не увидеть пророческий смысл. Первый из Династии Царь посвятил храм святому, в день памяти которого (именно в канун праздника) в 1918 г. принял мученический венец последний Царь великой Династии! Из жития прп. Афанасия мы узнаем, что смерть подвижника была необычна: он погиб, войдя в строящийся монастырский собор, который в этот момент обрушился. Не так ли и Государь-мученик погиб под обломками рухнувшей Империи?! (Не случайно и освящение в XVIII в. придела Свт. Николая Чудотворца в нижней соборной церкви).

Знаменский собор оказался столь удачным архитектурным сооружением, что вызвал подражания (как впоследствии это произойдет и с церковью Вмц. Варвары). Еще в середине XVII в. молодой Государь Алексей Михайлович основал в Москве, близ нынешнего Краснохолмского моста Зосимо-Савватиеву пустынь – небольшой мужской монастырь, дань уважения соловецкому подвижнику прп. Елеазару Анзерскому, по молитвам которого, как известно, родился сам Царь. Вероятно, не обошлось без влияния Патриарха Никона, постриженика прп. Елеазара. Возможно поэтому после оставления свт. Никоном кафедры монастырь был выведен из Москвы в Бронницкий уезд, близ с. Фаустово. Здесь в конце XVII в. и будет построена точная копия Знаменского собора – Троицкий –Благовещенский собор (ныне действует как приходский).

Придел в Знаменском соборе, освященный в честь прп. Сергия Радонежского, появился неслучайно. Отношение Династии Романовых к прп. Сергию было особым и причин тому было множество…

Когда Стефан покинул брата Варфоломея (будущего Сергия) и из лесной пустыньки удалился в Москву, ему здесь оказали покровительство бояре Вельяминовы, которые и определили Стефана в свой ктиторский Богоявленский монастырь. Основателем фамилии Вельяминовых был Протасий – первый московский тысяцкий, в руках которого была сосредоточена вся судебная власть на большом Московском Торгу. Протасий же был потомком выходца из Швеции варяга Шимона (Симона) Эйриксона, родственника Рюрика. Согласно преданию, отец прп. Сергия был потомком сына Шимона – ростовского тысяцкого Юрия Симоновича, попавшего в Ростов в качестве наместника кн. Юрия Долгорукого. Этим и объясняется покровительство Вельяминовых детям Кирилла и Марии.

В 1346 г. Вел кн. Московский Симеон Гордый, отослав свою вторую жену к ее отцу, задумал третий брак с тверской княжной как средство сближения с Тверью. Глава Русской Православной Церкви свт. Феогност не благословил беспричинный развод и только духовник князя Стефан, к тому времени уже игумен, решился поддержать кн. Симеона. Вскоре в Тверь за дочерью тверского князя Марией Александровной был послан боярин Андрей Кобыла. Вероятно, детали предстоящей поездки обсуждались на Варварке, в доме боярина Андрея. Несомненно, прп. Сергий знал о решении своего брата. Так пересеклись жизненные пути родоначальника Династии Романовых и братьев Стефана и Сергия. Пройдут годы и в судьбоносном 1380 году московские полки двинутся по Варварке на рязанскую дорогу и далее на Дон. Их поведет внук Протасия и дядя Вел. кн. Димитрия Иоанновича, выдающийся полководец Тимофей Вельяминов – герой битвы на р. Воже. Проходя по Варварке, войско проследовало мимо двора Голтяевых – предков Династии Романовых и родственников Вельяминовых. (Покидая Москву, кн. Дмитрий оставил свою семью на попечение сродника, боярина Феодора Голтяя Кошкина). Так жизнь прп. Сергия Радонежского, благословившего на битву московского князя, стала великим и таинственным связующим двух Династий – Рюриковичей и Романовых! Зримо две Династии пересеклись в 1547 г., когда Государь Иоанн IV обвенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьиной. А спустя 5 лет – как некая кульминация знаменитого Казанского похода — последовало чудесное явление прп. Сергия в осажденной Казани. После взятия столицы Казанского ханства Царь отправился в Троицу, чтобы поблагодарить прп. Сергия за молитвенную помощь.

Когда поляки в смутном 1608 году осадили Ростов, родину прп. Сергия, митр. Ростовский Филарет, отец будущего Царя, причащал укрывшихся в Успенском соборе защитников города на мощах свт. Феодора Ростовского, племянника прп. Сергия. Да и само освобождение Москвы и России от Смуты произошло по молитвам прп. Сергия: Косьма Минин признавался на исповеди, что решился на организацию нижегородского ополчения только после троекратного явления ему прп. Сергия.

Житие «игумена земли Русской» явилось тем фундаментом, на котором до поры до времени созидалась симфония Государства и Церкви. Но и в послепетровские времена российские Государи считали своим долгом посещать Троицкую Лавру, испрашивая благословение прп. Сергия Радонежского как на свои государственные деяния, так и на семейные дела.

Осенью 1856 г. Имп. Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву Лавру. Императрица ждала ребенка и супруги дали обет: если родится мальчик, его нарекут Сергием. Рождение весной 1857 г. Вел. кн. Сергия Александровича, крещеного в день Св. Троицы, было расценено всеми как «знамение во благо». Спустя два года в Москве, на Варварке свт. Филарет (Дроздов) торжественно освятил первый в России мемориальный музей «Дом бояр Романовых» — символ преемственности власти императорской России от великокняжеской Руси. Вскоре Москву посетил 7-летний Сергий Александрович, который осмотрел музей, после чего свт. Филарет подарил ему крест с частицей мощей прп. Сергия. С этой святыней Вел. князь  никогда не расставался. Спустя годы, став ген-губернатором Москвы и одним из основателей Исторического музея (ныне ГИМ), Сергий Александрович до самой гибели опекал музей на Варварке, часто бывая здесь вместе с супругой Елизаветой Феодоровной.