Русская Православная Церковь

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

храмов в Зарядье, что в Китай-городе

+7 495 698-33-98

top
Image Alt

Патриаршее подворье храмов в Зарядье, что в Китай-городе

Храм блж. Максима

Церковь святого Максима Блаженного

Первоначальная церковь с главным престолом Свв.Бориса и Глеба стояла здесь, вероятно, со второй половины XIV в. и возникла как домовый храм богатой усадьбы купцов – сурожан. Впервые храм упоминается в летописи под 1434 г. в связи с погребением в нем известного в Москве юродивого Максима. «Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварьской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кохчиным». Двор Федора Кохчина одно время служил ориентиром церкви: так, в грамоте 1460 г. она названа «у Кохчина двора» (21).

В марте 1518 г. в Москву по приглашению Государя Василия III прибыл монах Афонского Ватопедского монастыря Максим Триволис (в русской традиции – Максим Грек). Как знатоку божественных и святоотеческих писаний ему был поручен перевод Толковой Псалтири на славянский язык. Проживая в Кремлевском Чудовом монастыре, прп. Максим часто бывал на Варварке, в храме , посвященном его небесному покровителю св. Максиму Исповеднику (22). 

 После смерти почитаемого в Москве блж. Максима в церкви был устроен придел во имя его небесного покровителя – св. Максима Исповедника. В 1547 г. св. мощи Максима Блаженного были обретены нетленными. Это событие промыслительно совпало с венчанием на царство Иоанна IV Грозного, который в 1568 г. перестроил в камне деревянный храм – вместилище обретенной святыни (23). Приэтом главный престол нового храма был освящен в честь св. Максима Исповедника, а южный придел – в честь свв. Бориса и Глеба. 4 апреля 1635 года Патриарх Филарет отпевал здесь некоего Василия Лыткина, а 23 июля 1655 года Патриарх Никон отпевал и погребал здесь дьяка Дмитрия Васильева (24). Есть сведения, что церковь горела в 1676 г., после чего была обновлена Царицей Натальей Кирилловной – матерью Петра I.

В 1698 г. два богатых купца – гостя, Максим Шаровников из Костромы и Максим Филиппович Верховитинов из Москвы в честь своего небесного покровителя выстроили новый каменный храм, разобрав старый до подклета. Главный престол был освящен в честь св. Максима Блаженного, а южный придел посвящен св. Максиму Исповеднику. Мощи Максима Блаженного были помещены в серебряную раку под балдахином.

Храм представляет собой характерный для конца XVII в. бесстолпный трехапсидный четверик на высоком подклете, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный световым барабаном с луковичной главой. Пространство южного придела объединено со сводчатой одностолпной трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII в. и две белокаменные закладные доски. Интересно оформление оконных откосов внутри помещений. Их форма со скошенными наверху углами – редко встречающийся пример в русской архитектуре рубежа XVII-XVIII вв. Ампирная колокольня, состоящая из двух убывающих кверху четвериков с куполом, завершенным шпилем, выстроена в 1827 г.

Подлинной трагедией для храма стал Троицкий пожар 1737 года, в огне которого сильно пострадали мощи Максима Блаженного и погибла семья священника Иакова Григорьева. 1 июня 1737 г., он доносил Синодальной конторе: «Как де минувшего мая 29 презельный пожар был, и город Китай выгорел, он, священник, на другой день, т. е. 30 числа (понеже 29 числа в церковь за великим зноем войти было никак не можно), взяв с собою той же церкви диакона Ивана Осипова да церковников Максима Иванова и Бориса Иванова, вошел в церковь, которая вся без остатка и с утварью выгорела, и рака с сенью чудотворца Максима сгорела, точно на том месте, где оная рака стояла, на каменном помосте мощей святых кости остались, которые он, священник, собрав в ящик, замкнул и поставил в той же церкви в алтаре» (25). 12 июня 1737 года еп. Коломенский Вениамин осматривал мощи в Крестовой палате в присутствии Знаменского архимандрита Варлаама и Богоявленского архим. Герасима. По осмотре оказалось, «точно кости на малые множественные части от великого огня распадлыя и череп главной на многие ж части раздроблен» (26). Знаменский архим. Варлаам доносил, что он являлся священником Максимовской церкви с 1687 по 1726 годы и мощи св. Максима видал, «понеже оныя при его той церкви бытности бывшим преосвященным Тихоном, митр. Крутицким из земли в раку вынуты и тогда де оных святых мощей члены, а именно: глава и прочие некоторые были целыя, а ныне пред прежним и подобия нет понеже как глава, так и все члены распались» (27). У самого о. Иакова Григорьева сгорели мать Ксения Кузминична, жена Фекла Яковлева, дочь Елизавета двух лет и приемыш Иерофей трех лет.

Ковчег с оставшимися мощами хранился в Синодальной ризнице. В октябре 1770 года св. мощи были переложены в обитый серебром кипарисовый ковчег, изготовленный священником Максимовского храма Никитой Ивановым и возвращены на свое место.

Храм Св. Максима Блаженного оставался одним из немногих действующих храмов в сент – окт. 1812 г. Священник Игнатий Коржавин не оставил свой приход и продолжал совершать богослужения, за что после победы по ходатайству ген.-губернатора Москвы Ф.В. Ростопчина был награжден наперстным крестом на Владимирской ленте (28).

К середине XIX в. количество прихожан значительно возросло. Если в 1789 году в приходе по исповедным ведомостям числится 37 прихожан (29), то в 1834 году их уже 75 (30), а к 1859 г. – 357 (31).

В XIX в. самыми известными прихожанами были знаменитые Смирновы – предприниматели в области производства вино-водочных изделий. Они происходили из крепостных крестьян д. Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губ. Обосновавшись в Москве с 1818 года, они к 1840 году уже имели собственное дело, сумев выкупиться из крепостной зависимости и получив разрешение на фамилию Смирновы. Главой семейного дела стал один из пяти братьев Иван Алексеевич Смирнов (1806–1873). Он купил «ренсковый» погребок (для продажи иностранных виноградных вин) на Варварке, отчего в купеческой Москве получил прозвище «Смирнов с Варварки». Здесь он постоянно и проживал с 1834 года. Именно здесь, у своего дяди начал трудовую деятельность его племянник, будущий «водочный король» и Поставщик Двора Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов (1831–1898) (Создатель всемирно известного бренда был мальчиком на побегушках, затем приказчиком, а спустя 25 лет стал основателем собственного производства). В 1857 году Иван Алексеевич Смирнов приобрел дом на углу Ипатьевского и Грузинского переулков и стал прихожанином церкви Св. Максима Блаженного. Его лучшая «смирновская» водка так и называлась – «Варварка». По воспоминаниям внучатого племянника В.П. Смирнова, Иван Алексеевич торговал широко, производя и выдерживая почти триста наименований вино-водочной продукции, включая иностранные вина от лучших поставщиков. Он усердно занимался благотворительностью, за что был удостоен орденов св. Станислава III и IV степеней (32). Более 20 лет Иван Алексеевич служил старостой Успенского собора Московского Кремля (его «тщанием и усердием» в 1852–1873 гг. были возобновлены и и исправлены «позолота на стенах, колоннах и сводах» и иконостас). Его правой рукой был сын Сергей Иванович, который с 1882 года состоял также почетным членом Александровской общины сестер милосердия и на протяжении двадцати трех лет был ктитором Максимовской церкви. (Интересно, что Петр Арсеньевич Смирнов, племянник Ивана Алексеевича, был старостой и псаломщиком Благовещенского собора и Верхоспасского храма при Теремном дворце).

«Лебединую песнь» храма в конце 1920 гг. пропел хор, регентом которого был инок Платон Извеков, будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен. В одной из записных книжек Павла Дмитриевича Корина сохранился уникальный рисунок: изображение юного монаха, дирижирующего хором. Рисунок подписан самим художником: «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима Московского, чудотворца, на Варварке. Всенощная 10/23 ноября 1926 г. Павел Корин».  Возможно, именно это мимолетное впечатление и переросло впоследствии в дружбу двух великих русских людей – первосвятителя и художника (33).

В 1930-х гг. храм был закрыт, разорен и обезглавлен. Внутри разместилось заводоуправление «Мосремчас» по гарантийному ремонту часов. Реставрация храма началась в 1965 году под руководством арх. С.С. Подъяпольского. Здание отремонтировали и отдали его в ведение Всероссийского общества охраны природы. Богослужения в нем начались после 1994 года.