Русская Православная Церковь

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

храмов в Зарядье, что в Китай-городе

+7 495 698-33-98

top
Image Alt

Патриаршее подворье храмов в Зарядье, что в Китай-городе

Храм вмц. Варвары

Храм Святой великомученицы Варвары

Летописец 1434 г. сообщает: «Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварьской улице, за торгом…» (2) В 1514 г. рядом с древней деревянной церковью Святой великомученицы Варвары был выстроен каменный храм. В нач. XVI в. Москва была необычайно оживлена. Среди деревянных изб, повалуш, сараев, амбаров вырастали величественные каменные храмы, богато украшенные узорочьем. Продолжая политику отца, московский царь Василий III Иоаннович активно перестраивал город в соответствии с его возросшим статусом: Москва осознавала себя как «Третий Рим» и «Второй Иерусалим» — столицу мирового Православия. Демонстративным было и приглашение мастеров-архитекторов из «Первого Рима», т. е. из Италии. Один из них в 1505-1509 гг. возвел на краю Кремлевского холма огромный собор во имя Св. архангела Михаила, а еще через 5 лет по Москве строились 11 каменных церквей, которые во многом, как считают исследователи, определили типологию храмового строительства в XVI в. «А всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин» («фрязинами», «фрягами» называли на Руси иностранцев, в частности, выходцев из итальянских государств)(3). Заметим, что с их возведением к 1518 году количество каменных храмов в Москве за пределами Кремля удвоилось! Все это свидетельствует о существенном изменении облика столицы Руси за короткий промежуток времени. Здесь, на Варварке построен один из таких храмов. Его заказчиками выступили богатые гости братья Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов, усадьбы которых находились здесь же, в Зарядье. Они происходили из сурожан – купцов, торговавших с г. Сурожем (совр. Судак), важным торговым центром в Крыму, и принадлежавших к самым зажиточным членам купеческого сословия. 

Вепрь нам известен из завещания Рузского князя Ивана Борисовича 1503 г., в котором князь пишет о торговых делах с ним: «взял есми оу Вепря опашен камчат», «дати ми Вепрю три рубли за два сукна», «да взял есми оу Вепря червчату япончу (епанча – длинный и широкий плащ – авт.)». Волоцкий князь Федор Борисович заложил Федору в обеспечение займа в 300 рублей «ковш золот… да кубок с полкою серебрян золочон» и еще много драгоценной посуды, а вместе с ней еще и шубы («руская отлас червчат венедитцои с золотом на соболях, да шуба бархат лазорев с золотом на рысех… да шуба бархат черн с золотом на горнастаях тотарская»)(4).

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к св. Варваре, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Вот почему новый храм стал местом особого почитания для путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена церковь, получила название Варварский крестец. Храм, построенный купцами, был небольшой – судя по тому, что и закладка, и завершение его относится к одному и тому же 1514 году. В Никоновской летописи тогда было записано: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком», а в Московском летописном своде под тем же годом сообщалось, что «священна бысть церковь святая Варвара против Панского двора Митрополитом Варлаамом (5), а ставил тую церковь Юрьи Урвихвостов да Федор Вепрь. Того же лета от плечного пояса подписаны пазушины по всей церкви и в алтаре под сводный пояс и в окна первые верхние то все выписали». Из одиннадцати храмов до нашего времени дошел лишь собор Высоко-Петровского монастыря, имеющий в плане октоконх. Как можно установить по планам XVIII в., зафиксировавшим абрис церкви Св. вмц. Варвары, построенной Алевизом Фрязиным, она представляла собой квадрат с выступающими полукружиями со всех четырех сторон (т. н. квадрифолий), т. е. являлась ближайшим аналогом церкви Св. Петра Митрополита. В XVI-нач. XVII вв. рядом с ней, у самой улицы находилась теплая деревянная церковь, видимо, так же Варвары Великомученицы. После пожара 1626 г. она была «снесена на низ», по склону от каменной церкви Св. вмц. Варвары, а к XVIII веку сгорела или была разобрана (6).

Богато украшенная, удобно расположенная алевизовская церковь сразу стала одной из самых почитаемых в Москве. Без сомнения, первым, кто вознес свои молитвы в новом храме, был сам Великий князь Василий III. Спустя всего несколько дней после освящения храма начался знаменитый Смоленский поход, завершившийся взятием Смоленска и присоединением его к Московскому государству. Вот почему при освящении нового храма Василий III молился о даровании победы русскому оружию (7). Среди посещавших храм был первый венчанный Царь Иоанн IV Васильевич Грозный, поминавший здесь своего отца Василия III, кончина которого (4 декабря 1533 г.) совпала с днем памяти вмц. Варвары. Прихожанкой храма была супруга боярина Степана Ивановича Лобан-Колычева Варвара (8). Впоследствии их сын, святитель Филипп, возведенный в 1566 г. на митрополичью кафедру, поминал в этом храме свою матушку. Молилась в этом храме и Варвара Ивановна Ховрина, супруга боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, брата Царицы Анастасии. Именно здесь, на Варварке в 1552 г. у них родился сын Феодор, будущий Патриарх, а в 1596 г. внук Михаил, будущий Царь. И Патриарх Филарет, и Государь Михаил Феодорович возносили в этом храме молитвы о своей матушке и бабушке. Приехавший в Москву весной 1701 г. для поставления в Митрополита Тобольского и всея Сибири архимандрит Димитрий (Туптало) прожил в столице почти год. Все это время будущий Митрополит Ростовский и усердный почитатель св. вмц. Варвары молился в этом храме (весьма символично, что в XVI-XVIII вв. напротив храма располагалось Ростовское подворье). Видел храм и Варвару Черкасскую, камер-фрейлину Высочайшего двора. Дочь Великого Канцлера Алексея Михайловича Черкасского считалась самой богатой невестой России. Став женой Петра Борисовича Шереметева и устроив в Новоспасском монастыре придел в честь своей небесной покровительницы, Варвара Алексеевна не забывала и древний храм на Варварке. Не забывала о нем и ее дочь Варвара Петровна, ставшая супругой Алексея Кирилловича Разумовского – попечителя Московского Университета и основателя знаменитого Ботанического сада (9). Часто бывала здесь и Варвара Прозоровская, троюродная сестра генерал-фельдмаршала Александра Прозоровского и жена генералиссимуса Александра Суворова.

Некоторое время возле церкви находился Судебный приказ, откуда пошла поговорка: «Иди к Варваре на расправу». Именно сюда приходили молиться родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в здании Приказа. Пережившая тяготы заточения св. Варвара милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи заключенных.

В 1731 г. церковь была «обновлена» по указанию Императрицы Анны Иоанновны, но пожар 1737 г. нанес значительный ущерб храму. Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 г. означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать». Прошение было удовлетворено, а по восстановлению храма было указано «Протопопу Успенского собора Никифору Иванову освятить оную церковь по новоисправленному требнику» (10).

Церковная опись, составленная в конце XVIII в., сообщает: «церковь каменная, в твердости, приделов не имеется, утварью не скудна. Приходских 5 дворов, в них мужеска 27, женска 21 душа. Священно-церковнослужители содержание имеют от доходов приходских и от посторонних доброхотных дателей, а при том имеют они отдаточные харчевни и покои, с коих получают в год священник не менее 300 рублев, дьячек 500 рублев» (11). 

На протяжении более 200 лет (нач. XVIII в. – 1917 г.) социальный состав прихожан практически не менялся (за исключением крепостных). Это мелкие чиновники, купцы, мещане, дворовые, крестьяне, цеховые и прочие городские обыватели (12).

Каменная церковь, возведенная итальянским мастером, дожила до конца XVIII в. Причиной, вызвавшей снос церкви, было желание Московского Митрополита Платона (Левшина) изменить ее облик: владыка считал, что церковь «имеет вид недостаточный и нимало благолепию на таковом особливо месте не соответствующий». Нашлись богатые жертвователи, которые вызвались построить новую церковь, — это были купец первой гильдии Н.А. Самгин и артиллерии майор И.И. Барышников (13). Выбор этой церкви объяснялся тем, что их жены Елизавета Ивановна и Анна Ивановна «счастливо исцелились от болезней» по молитвам, обращенным к вмц. Варваре. Самгины были известными колокольными заводчиками, а Барышниковы – дворянами из богатых купцов.

Ныне существующее здание церкви, возведенное на алевизовском основании в 1796-1804 гг. по проекту архитектора Р.Р. Казакова (14), по праву считается шедевром классицизма. Это нарядный центрический храм, увенчанный купольной ротондой и украшенный с юга и севера четырехколонными портиками коринфского ордера. С западной стороны высится стройная колокольня. Внутри церковь была очень торжественна: современников впечатлял единый зал, перекрытый куполом с кессонами замечательного рисунка, создающими иллюзию дополнительного пространства за счет перспективных сокращений.

Как и многие выдающиеся произведения классицизма, церковь Св. вмц. Варвары, несмотря на относительно небольшие размеры, производит монументальное впечатление, которое еще более усиливается, если смотреть на нее снизу, от набережной. Церковь поставлена на самом скосе холма, и благодаря резкому понижению рельефа цоколь здания кажется более мощным.

Храм был освящен 26 июня 1804 г., в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери, а в 1806 г. расписан в технике темперы. Главной святыней нового храма (как и его предшественника) являлись серебряный ковчежец с частью мощей св. вмц. Варвары (ее перстом), а также чудотворные иконы св. вмц. Варвары и свт. Николая чуд. XVI в.

По изяществу архитектуры церковь вызвала подражания. Так в 1821 г. помещик И.А. Бекк в с. Михалево Бронницкого у. Московской губ. выстроил церковь, довольно точно копирующую церковь Св. вмц. Варвары.

Во время войны 1812 г. богатейшая ризница церкви была разграблена французскими солдатами, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы (15) и после освящения богослужения в храме продолжались. В это время в церкви служил известный духовный писатель прот. Иоанн Кандорский. На место настоятеля храма о. Иоанн, вероятно, был определен сразу же после смерти священника Иоанна Феодоровича Абрамовского. Именно на о. Иоанна были возложены работы по восстановлению после пожара всех церквей Китай-города, а также жилых и торговых церковных строений. Восстанавливать храм после неприятельского грабежа и пожара о. Иоанну помогали члены причта – диакон Александр Алексеев Розанов (позднее священник г. Данкова Рязанской губ.), пономарь Иван Феодоров Соколов, церковный староста, московский купец Николай Афанасьевич Самгин и купец Феодор Иванов Брызгалов.  Колокольня еще в 1757 г. по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т. к. дала значительный крен и была близка к падению. В XIXв. колокольня была выстроена вновь. В 1832 г. московский купец Ф.С. Бубнов «по особенному своему усердию и любви к благолепию храма Господня» украсил четыре храмовые иконы (Спасителя, Божией Матери, свт. Николая Чуд. и св. вмц. Варвары) серебряными вызолоченными ризами с «разноцветными» камнями на сумму 13177 рублей (16).

Как и в прошлые времена, в XIX-нач. XX вв. прихожанками храма были наши замечательные соотечественницы. Дочь знаменитого купца-чаеторговца и устроителя Казанского Шамординского монастыря С.В. Перлова, дочь ректора Московской Духовной Академии С.К. Смирнова и мать выдающегося историка-архивиста С.К. Богоявленского, замечательная московская благотворительница и основательница знаменитой Тургеневской библиотеки Морозова, сын которой Михаил имел представительство на Варварке, дочь владельца знаменитой Трехгорной мануфактуры (представительство ее мужа С.В. Лепешкина также находилось на Варварке), любимая келейница Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны и будущая преподобномученица, мать выдающегося иерарха Русской Православной Церкви Митрополита Трифона (Туркестанова) и…тысячи других известных и не известных нам женщин, которых объединяло одно – святое имя Варвара.

В 1909-1912 гг. в храме вместо деревянного вызолоченного, но пришедшего в ветхость иконостаса был установлен новый мраморный, фрагмент которого сохранился до наших дней. Подрядчиками выступили: художник, личный почетный гражданин В.И. Орлов; содержатель мастерских художественно-церковной живописи В.И. Колупаев и фабрично-торговое иоварищество Н.В. Немирова-Колодкина. Подрядчики осуществили также реставрацию живописи и церковной утвари (17).

Трагические дни 1917 г. встретили настоятель храма прот. Феодор Хрисанфович Преображенский, служивший здесь с нач. XX в., и диакон Николай Трофимович Богословский, подвизавшийся в храме с 1888 г. В ходе широкомасштабной кампании по ограблению Церкви 24 апреля 1922 г. из храма было вывезено почти все убранство и утварь (109 предметов) общим весом 5 пудов 33 фунта 182 золотника (серебро, золото и бриллианты с жемчугом) (18). И это был не самый богатый храм Москвы!

После закрытия храма в начале 1930-х гг. он был сильно обезображен: сломан верх колокольни со звоном, сбита глава с крестом. Некоторые иконы вместе с главной святыней храма были перенесены в ц. Св. Иоанна Воина на Якиманке (там они находятся и поныне). С конца 1930-х гг. в изуродованном здании храма располагалась лаборатория Министерства обороны СССР. В 1940-х гг. в результате приспособления под поликлинику внутреннее пространство храма было разделено перекрытиями на три этажа, окна центрального барабана растесаны, цокольный этаж отделен от основного помещения, ведущие в него белокаменные лестницы разобраны. Последним владельцем храма стал Совет московского областного отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). В 1991 г. церковь передали Московской Патриархии (19).

В 1966-67 гг. были проведены комплексные реставрационные работы (руководитель  — Г.А. Макаров), в результате которых храму в значительной степени вернули первоначальный облик: восстановили завершения храма и колокольни, а также декор фасадов. Одновременно с реставрацией снесли все примыкавшие к церкви здания XIX в.

Вплоть до начала 2000-х гг. под сводами старинного храма звучали концерты духовной музыки (20).

Проект реставрации 2014-15 гг. предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. На основании архивных данных и натурных исследований был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы входные металлические двери и белокаменная лестница, а также завершение колокольни и кресты. Однако перекрытие, рассекающее пространство храма (ныне богослужение совершается в подкупольном пространстве), так и не было разобрано.

В 2016 г. храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».