Русская Православная Церковь

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

храмов в Зарядье, что в Китай-городе

+7 495 698-33-98

top
Image Alt

Патриаршее подворье храмов в Зарядье, что в Китай-городе

Храм вмч. Георгия

Храм святого великомученика Георгия, что на Псковской горке

Первое упоминание о храме содержится в Духовной грамоте (завещании) Вел. кн. Василия II, датируемой 1462 годом, в которой он оставляет недвижимое имущество удельному князю Борису Волоцкому, шестому из семи своих сыновей: «А сына своего Бориса благословляю в Москве… в городе на посаде дворы около святого Егорыа каменные церкви Марьинские Федоровы». Дворы эти принадлежали теще Вел. кн. Василия II, бабушке кн. Бориса Васильевича и будущего Государя Иоанна III Марии Феодоровне Голтяевой, которой они достались от отца Феодора Феодоровича Голтяя Кошкина. Так как храм был великокняжеским, его освящал Митрополит Московский и всея Руси Иона. С уверенностью можно предположить, что эта каменная церковь заменила собой более старую, деревянную, возможно построенную боярином Андреем Кобылой или его сыном Феодором Кошкой, которые, переехав из Новгорода Великого, поселились именно здесь. Известно, что в 1347 г. сын Иоанна Калиты Симеон Гордый, желая погасить затянувшийся конфликт Москвы и Твери путем династического брака, послал боярина Андрея Кобылу в Тверь за своей будущей женой, тверской княжной Марией Александровной. (На этот брак Вел. кн. Симеона благословил его духовник, влиятельный московский игумен Стефан, старший брат прп. Сергия Радонежского). Детали предстоящей поездки обсуждались именно здесь, на Варварке.

В 1380 г. боярин Феодор Голтяй Кошкин, стоя у ворот своего двора, провожал идущие по Варварке полки Вел. кн. Димитрия Иоанновича. Именно ему, как своему близкому родственнику (женой Феодора была тетка  Вел. князя) Димитрий Иоаннович оставил Москву и свою семью в грозные дни Куликовской эпопеи.

Голтяевы будут владеть участком на Варварке до XVI в.  Здесь Вел. кн. Мария Ярославовна, супруга Василия II будет встречаться со своей матерью Марией Феодоровной. Пережившая все невзгоды, выпавшие на долю ее мужа (пленение, неоднократные изгнания из Москвы в годы Шемякиной смуты, ослепление), а затем и его смерть, эта выдающаяся женщина своего времени была духовным чадом прп. Пафнутия Боровского. Будучи строгим блюстителем канонов, прп. Пафнутий не сразу согласился с избранием Главы Русской Православной Церкви Митрополита Ионы. (Как известно, избрание святителя Собором русских епископов в 1448 г. положило начало автокефалии Русской Церкви). Будучи вызванным в Москву «для вразумления», прп. Пафнутий никак не мог миновать Георгиевский храм. Позднее здесь, на дворе Голтяевых будет останавливаться  ученик и постриженик прп. Пафнутия прп. Иосиф Волоцкий. Участвуя в Московских соборах 1503 и 1504 гг., великий русский святой возносил свои молитвы в Георгиевском храме. Так как Иосифо-Волоколамский монастырь вплоть до начала XVI в. входил в юрисдикцию Новгородской архиепископии, то можно утверждать, что, приезжая в Москву, в храме Вмч. Георгия молился и выдающийся борец с ересью «жидовствующих» святитель Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский.

Не мог не посещать Георгиевский храм и правнук Феодора Кошки боярин Юрий (Георгий) Захарьич, отвоевавший в 1500 г. у Литвы г. Дорогобуж, который открыл дорогу на Смоленск – ключевой город в решении задачи воссоединения русского, украинского и белорусского народов. Выдающийся полководец молился в этом храме своему небесному покровителю. (Интересно, что одно время Юрий Захарьич был Новгородским наместником). Достойными отца оказались и дети: дочь, в монашестве Феодосья, основавшая в память об отце женский Георгиевский монастырь; воевода, дипломат и ближайший советник Василия III Михаил Юрьевич; принявший монашество воевода Григорий и, наконец, воевода Роман, «давший» фамилию будущей Династии.

В XVI в. Георгиевский храм назывался по-разному: «что на Варварской улице», «что  подле Варварского крестца у тюрем», т. е. у перекрестка Варварки с несколькими отходившими от нее улицами, или «у Старых тюрем». Довольно обширный (29х23 сажени) Государев тюремный двор располагался между Кривым переулком (не сохранился) и стеной Китай-города, близ церкви. Он показан на плане-рисунке Москвы конца XVI в. К этому времени относится дошедшая до нас челобитная от 530 «тюремных сидельцев»: «Тюремный двор стоит под горою на водном месте, а что за тюремным двором сделана для проходу воды труба, то трубы не прочищено». Сидельцы просили исправить водоотвод, «чтобы им от течи вконец не погибнуть». Помета  дьяка говорила о том,  что труба была прочищена в том же году.

Георгиевская церковь стояла на краю горки, крутой склон которой спускался от Варварки к подолу, к Москве-реке, и поэтому была также известна под названием «на Псковской горе». Вероятно, это название появилось после 1510 г., когда после присоединения Пскова в Москву переселили «лучших людей». Летопись сообщает: «Князь великий Василий Иванович… после крещения ходил в Пьсков, да Пьсков взял, а вече порушил и колоколы вечные на Москву велел свезти и посадников Пьсковских, и бояр Пьсковских, и купцов, и лучших людей свел на Москву». Псковский же летописец с горечью поведал: «… триста семей пскович к Москве свел и в то место привел своих людей … И бысть во Пскове плач и скорбь велика, разлучения ради». Да, непросто складывалось единство страны!

Существующее здание церкви возведено в 1658 г. и представляет собой пример небольшой приходской церкви, — такие во множестве строились во 2-ой половине XVII в. Она стоит на высоком подклете, сохранившемся от старой церкви XV в. – это «отдельные, не сообщающиеся между собой небольшие камеры, перекрытые сводами, где хранилось  имущество горожан во время бедствий и пожаров». Церковь украшена рядом декоративных закомар с пояском под ними, разнообразными оконными наличниками и покрашена в несколько цветов: выделены более поздние пристройки – обширная трапезная 1838 г. и колокольня 1818 г. с модными в то время готическими деталями оформления.

30 декабря 1696 г. Патриарх Адриан отпевал здесь прихожанина храма окольничего Ивана Афанасьевича Матюшкина. Его отец Афанасий Иванович Матюшкин был двоюродным братом и близким другом Государя Алексея Михайловича. Умерший бездетным Иван Афанасьевич в 1692-1694 гг. служил воеводой в Вятке (50).

В 1697 г. Георгиевскую церковь вновь перестроили, а в 1729 г. в ходе проведения ремонтных работ построили новый северный придел во имя Вмч. Георгия. При этом главный престол переосвятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в связи с чем часть улицы Варварки близ церкви в некоторых источниках XVIII в. называлась Покровской улицей.

Во время Троицкого пожара 29 мая 1737 г. Покровская церковь вся выгорела, после чего ее вновь восстановили. Храм также пострадал от пожара 1748 г. В XVII – XVIII вв. Георгиевскую церковь внутри неоднократно расписывали.

В сер. XVIII в. в приходе церкви Вмч. Георгия располагалось Архиерейское подворье еп. Смоленского и Дорогобужского Гедеона (Вишневского, †1761). Будучи ректором МДА (1722-1728), он значительно улучшил материальное обеспечение Академии, а став епископом (1728), много сделал для защиты западных русских земель от католической экспансии (51).

Тяжелым бедствием как для всей Москвы, так и для прихожан храма Вмч. Георгия стала эпидемия чумы, опустошившая первопрестольную в 1770-1771 гг. (Известно, что спровоцированные раскольниками возмущения москвичей, вылившиеся в печально знаменитый Чумной бунт, произошли у Варварских ворот Китай-города.) На место погибшего от чумы свящ. Ивана Матвеева по просьбе прихожан был определен его племянник, диакон ц. Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине Василий Степанов (о. Василий Степанович Победоносцев), рукоположенный в ноябре 1772 г. и прослуживший в храме до 1805 г. (52) Сократилось и количество прихожан. Если в 1760-е гг. их было более 150, то в 1770-е гг. осталось около 80. Лишь в феврале 1773 г. решением Консистории был распечатан основной алтарь, и богослужения возобновились на обоих престолах (53). С 1785 г. к Георгиевскому храму была приписана пришедшая в запустение ц. Воскресения Христова в Булгакове (54).

С 1805 г. начался длительный период перестройки Покровского храма, который был прерван в 1812 г. нашествием французов на Москву. Строительные работы проводились на средства московского купца и прихожанина храма Петра Федоровича Соловьева. Начали возводить новую трапезную на старом фундаменте и паперть. Палехские мастера успели расписать стены, но во время пребывания французов в Москве храм был разграблен и сожжен. 

Храм пострадал столь сильно, что в 1816 г. московский генерал-губернатор А.П. Тормасов и Преосвященный Августин, Архиепископ Дмитровский приняли совместное решение о разборке храма. Встревоженные судьбой святыни прихожане решили восстановить храм на собственные средства, заявив в Консисторию, что желают «обстроить церковь во всей точности и благолепии». До 1818 г. храм вместе с приходом считался приписанным к церкви Свт. Николая Чудотворца «Красный звон». В 1818 г. благочинный Китайского сорока о. Иоанн Кандорский доносил в Консисторию о том, что церковь «отделана очень благолепно, к священнослужению приуготовлена» (55). В декабре 1817 г. Министр духовных дел и народного просвещения кн. А.Н. Голицын в письме к Архиепископу Дмитровскому Августину передал просьбу Иерусалимского архимандрита Арсения предоставить храм Св. вмч. Георгия в качестве Иерусалимского подворья – вместо Филипповской что на Арбате церкви. Преосвященный Августин ответил: «… Как Георгиевская церковь прихожанами возобновлена, на что употребили они значительную сумму и просят определить к ней священника, то по сему церковь оную архимандриту Иерусалимскому отдать не можно…» (56). В 1818-1819 гг. на средства того же купца П.Ф. Соловьева построили новую колокольню, деревянный трехъярусный иконостас, вновь расписали главный храм. Новое освящение храма состоялось в 1820 г. К 1827 г. завершились возведение трапезной и перестройка Георгиевского придела.

1838 год стал заключительным в строительстве храма. Осуществили последнюю перестройку Георгиевского придела, возвели новый южный придел во имя Свт. Петра Митрополита на средства московской купеческой вдовы М.Н. Соловьевой и соединили главный храм каменной застекленной галереей с колокольней и северным приделом.

В 1856 г. стены и купол храма были расписаны художником Рогожкиным. Сегодня в интерьере храма сохранились также фрагменты росписи XVII в. 

24 апреля 1849 г. в храме состоялось браковенчание московского купца Алексея Ивановича Абрикосова (57) с Агриппиной Александровной Мусатовой. В последующие годы (1851-1855) будущий «шоколадный король России» крестил здесь своих детей Анну, Александра, Иоанна, Александру и Сергея.

При изъятии ценностей 24 апреля 1922 г. из храма было вывезены 5 пудов 15 фунтов 28 золотников серебра (в основном ризы с икон), а также 20 икон XVII в. (58) Храм был закрыт в 1932 г. (1934?) и долгое время стоял запущенный. После постройки в 1964–67 гг. гостиницы «Россия» дома по ул. Варварке, стоявшие между храмами, снесли, а сами храмы начали реставрировать. (Руководитель реставрации Георгиевского храма – арх. Е.А. Дейстфельд). В 1979 г. помещение было передано для организации выставок Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 1991 г. церковь вернули верующим и в ней возобновились богослужения.

По укоренившейся традиции Покровский храм и сегодня именуют Георгиевским. Это один из древнейших (с учетом подклета) храмов Москвы. Он стал местом молитв всех наших правителей – от Вел. кн. Иоанна I Калиты до Императора Николая II! Здесь молились преподобные Корнилий Комельский и Геннадий Костромской, Иосиф Волоцкий и Пафнутий Боровский,  святители Димитрий Ростовский и Филарет Московский, Патриарх Никон и прп. Алексий Зосимовский, Светлейший кн. Потемкин и Михаил Ломоносов, Симон Ушаков и Павел Корин, Вел. кн. Сергий Александрович и прпмц. Вел. кн. Елизавета Федоровна, Сергей Дурылин и Антон Чехов!